Экстренная психологическая помощь населению

Могилевская областная психиатрическая больница

8-0222-711161

Республиканская детская телефонная линия

8-801-100-1611

Благотворительность
Расчетный счет для оказания благотворительной помощи:
р/с BY 12 AKBB
3642 0000 0006 0000 0000
ЦБУ №726 Ф-л №700
ОАО «АСБ Беларусбанк»

МФО (BIC) AKBBBY2X
УНП 700027590
ОКПО 02149775

Мы благодарны любой спонсорской помощи!

Год качества
Яндекс.Метрика

Профориентация


ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА
образовательной сети Могилевской области

  

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

 
В целях оперативного обеспечения участников образовательного процесса актуальной информацией о возможностях профессионального самоопределения учащихся и оказания информационной поддержки учащимся учреждений общего среднего образования в вопросах выбора сферы будущей профессиональной деятельности учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» разработан интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь, который доступен по ссылке: ripo.unibel.by/map/

Высшие учебные заведения Республики Беларусь

 

Развернуть

Брест и область

  • УО «Барановичский государственный университет»
  • УО «Брестский государственный технический университет»
  • УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»
  • УО «Полесский государственный университет»
  •  

    Витебск и область

  • УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
  • УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»
  • УО «Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет»
  • УО «Витебский государственный технологический университет»
  • УО «Полоцкий государственный университет»
  • УО ФПБ Международный университет «МИТСО». Витебский филиал
  •  

    Гомель и область

  • Гомельский филиал ГУО «Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь»
  • УО «Белорусский государственный университет транспорта»
  • УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»
  • УО «Гомельский государственный медицинский университет»
  • УО «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого»
  • УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
  • УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина»
  • УО ФПБ Международный университет «МИТСО». Гомельский филиал
  •  

    Гродно и область

  • УО «Гродненский государственный аграрный университет»
  • УО «Гродненский государственный медицинский университет»
  • УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
  •  

    Минск и область

  • Академия управления при Президенте Республики Беларусь
  • Белорусский государственный университет
  • Белорусский национальный технический университет
  • ГУО «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»
  • Институт пограничной службы Республики Беларусь
  • Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова БГУ
  • Минский филиал УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»
  • Минский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова» (Республика Беларусь)
  • УО «Военная академия Республики Беларусь»
  • УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
  • УО «Белорусская государственная академия авиации»
  • УО «Белорусская государственная академия искусств»
  • УО «Белорусская государственная академия музыки»
  • УО «Белорусская государственная академия связи»
  • УО «Белорусский государственный аграрный технический университет»
  • УО «Белорусский государственный медицинский университет»
  • УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»
  • УО «Белорусский государственный технологический университет»
  • УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
  • УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
  • УО «Белорусский государственный университет физической культуры»
  • УО «Белорусский государственный экономический университет»
  • УО «Институт предпринимательской деятельности»
  • УО «Минский государственный лингвистический университет»
  • УО «Минский инновационный университет»
  • УО «Частный институт управления и предпринимательства»
  • УО ФПБ Международный университет «МИТСО»
  • Филиал ГОУВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Минске Республики Беларусь
  • ЧУО «БИП — Институт правоведения»
  • ЧУО «Институт парламентаризма и предпринимательства»
  • ЧУО «Институт современных знаний им. Широкова»
  • ЧУО «Международный гуманитарно-экономический институт»
  •  

    ​Могилев и область

  • Бобруйский филиал УО «Белорусский государственный экономический университет»
  • ГУВПО «Белорусско-российский университет»
  • Могилевский филиал УО «Белорусская государственная академия музыки»
  • УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия»
  • УО «Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова»
  • УО «Могилевский государственный университет продовольствия»
  • УО «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
  • [свернуть]

    Средние специальные учебные заведения Республики Беларусь

     

    Развернуть

    Брест и область

  • Брестский колледж филиал УО «Белорусский государственный университет транспорта»
  • Брестский филиал ЧУО «Колледж бизнеса и права»
  • ОСП «Ляховичский государственный аграрный колледж» УО «БарГУ»
  • Пинский колледж УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
  • УО «Барановичский государственный колледж легкой промышленности им. В.Е. Чернышева»
  • УО «Барановичский государственный музыкальный колледж»
  • УО «Барановичский технологический колледж» Белкоопсоюза
  • УО «Брестский государственный колледж связи»
  • УО «Брестский государственный колледж сферы обслуживания»
  • УО «Брестский государственный медицинский колледж»
  • УО «Брестский государственный музыкальный колледж им. Г.Ширмы»
  • УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»
  • УО «Брестское государственное областное училище олимпийского резерва»
  • УО «Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е. Клещева»
  • УО «Пинский государственный аграрный технологический колледж»
  • УО «Пинский государственный колледж искусств»
  • УО «Пинский государственный медицинский колледж»
  • УО «Пружанский государственный аграрно-технический колледж»
  • УО «Столинский государственный аграрно-экономический колледж»
  • УО «Кобринский государственный политехнический колледж»
  • Филиал УО «Брестский государственный технический университет» Политехнический колледж
  • Филиал УО БрГТУ «Пинский государственный индустриально-педагогический колледж»
  • ЧУО «Барановичский экономико-юридический колледж»
  •  

    Витебск и область

  • Аграрный колледж УО «Витебская государственная академия ветеринарной медицины»
  • Витебский государственный политехнический колледж УО «Витебский государственный технологический университет»
  • Витебский филиал УО «Белорусская государственная академия связи»
  • Индустриально-педагогический колледж УО «Витебский государственный технологический университет»
  • Оршанский колледж УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»
  • Оршанский колледж филиал УО «Белорусский государственный университет транспорта»
  • Полоцкий государственный медицинский колледж им. Героя Советского Союза З.М.Туснолобовой-Марченко
  • Полоцкий колледж УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
  • УО «Витебский государственный индустриально-технологический колледж»
  • УО «Витебский государственный колледж культуры и искусств»
  • УО «Витебский государственный медицинский колледж»
  • УО «Витебский государственный музыкальный колледж им. И.И.Соллертинского»
  • УО «Витебский государственный технический колледж»
  • УО «Витебское государственное училище олимпийского резерва»
  • УО «Городокский государственный аграрно-технический колледж»
  • УО «Лепельский государственный аграрно-технический колледж»
  • УО «Новополоцкий государственный музыкальный колледж»
  • УО «Новополоцкий государственный политехнический колледж»
  • УО «Новополоцкое государственное училище олимпийского резерва»
  • УО «Оршанский государственный медицинский колледж»
  • УО «Оршанский государственный механико-экономический колледж»
  • УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»
  • УО «Полоцкий торгово-технологический колледж» Белкоопсоюза
  • УО «Поставский государственный колледж»
  • УО «Смольянский государственный аграрный колледж»
  • УО «Оршанский государственный колледж продовольствия»
  • УО «Полоцкий государственный химико-технологический колледж»
  • Филиал БГТУ «Витебский государственный технологический колледж»
  • Филиал БГТУ «Полоцкий государственный лесной колледж»
  •  

    Гомель и область

  • Гомельский колледж — филиал УО «Белорусский государственный университет транспорта»
  • УО «Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж»
  • УО «Гомельский государственный аграрно-экономический колледж»
  • УО «Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Ф. Соколовского»
  • УО «Гомельский государственный машиностроительный колледж»
  • УО «Гомельский государственный медицинский колледж»
  • УО «Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С. Выготского»
  • УО «Гомельский государственный художественный колледж»
  • УО «Гомельский торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза
  • УО «Гомельское государственное училище олимпийского резерва»
  • УО «Жлобинский государственный металлургический колледж»
  • УО «Краснобережский государственный аграрный колледж»
  • УО «Лоевский государственный педагогический колледж»
  • УО «Мозырский государственный медицинский колледж»
  • УО «Мозырский государственный музыкальный колледж»
  • УО «Мозырский государственный политехнический колледж»
  • УО «Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича»
  • УО «Речицкий государственный аграрный колледж»
  • УО «Речицкий государственный педагогический колледж»
  • УО «Рогачевский государственный педагогический колледж»
  • УО «Светлогорский государственный индустриальный колледж»
  • Филиал «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж им. Ленинского комсомола Белоруссии» УО РИПО
  • Филиал БГТУ «Гомельский государственный политехнический колледж»
  •  

    Гродно и область

  • Волковысский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»
  • Гуманитарный колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»
  • Лидский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»
  • Технологический колледж УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»
  • УО «Волковысский государственный аграрный колледж»
  • УО «Гродненский государственный колледж искусств»
  • УО «Гродненский государственный медицинский колледж»
  • УО «Гродненский государственный музыкальный колледж»
  • УО «Гродненский государственный политехнический колледж»
  • УО «Гродненский колледж экономики и управления» Белкоопсоюза
  • УО «Гродненское государственное училище олимпийского резерва»
  • УО «Жировичский государственный аграрно-технический колледж»
  • УО «Лидский государственный музыкальный колледж»
  • УО «Новогрудский государственный аграрный колледж»
  • УО «Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж»
  • УО «Слонимский государственный медицинский колледж»
  • УО «Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна»
  • Филиал УО «Белорусский государственный экономический университет»
    Новогрудский торгово-экономический колледж
  • ЧУО «Гродненский колледж бизнеса и права»
  •  

    Минск

  • ГУО «Гимназия — колледж искусств имени И.О. Ахремчика»
  • ГУО «Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки»
  • ГУО «Минский городской педагогический колледж»
  • Лингвогуманитарный колледж МГЛУ
  • Минский филиал УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»
  • Республиканское государственное училище олимпийского резерва
  • УО «Белорусская государственная академия авиации»
  • УО «Белорусская государственная академия связи»
  • УО «Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж»
  • УО «Белорусский государственный медицинский колледж»
  • УО «Минская государственная гимназия-колледж искусств»
  • УО «Минская государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва»
  • УО «Минский государственный колледж искусств»
  • УО «Минский государственный колледж сферы обслуживания»
  • УО «Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности»
  • УО «Минский государственный колледж электроники»
  • УО «Минский государственный медицинский колледж»
  • УО «Минский государственный музыкальный колледж имени М.И. Глинки»
  • УО «Минский государственный художественный колледж имени А.К. Глебова»
  • УО «Минский государственный энергетический колледж»
  • УО «Минское государственное городское училище олимпийского резерва»
  • УО «Юридический колледж БГУ»
  • Филиал «Индустриально-педагогический колледж» УО «Республиканский институт профессионального образования»
  • Филиал «Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе» УО «Республиканский институт профессионального образования»
  • Филиал «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С. Высоцкого» УО РИПО
  • Филиал БГУИР «Минский радиотехнический колледж»
  • Филиал БГЭУ «Минский торговый колледж»
  • Филиал БГЭУ «Минский финансово-экономический колледж»
  • Филиал БНТУ «Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов»
  • Филиал БНТУ «Минский государственный архитектурно-строительный колледж»
  • Филиал БНТУ «Минский государственный политехнический колледж»
  • Филиал БНТУ «Минский государственный технологический колледж»
  • Филиал БНТУ «Минский государственный машиностроительный колледж»
  • ЧУО «Колледж бизнеса и права»
  • ЧУО «Минский колледж предпринимательства»
  •  

    Минская область

  • ГУО «Гимназия-колледж искусств г. Молодечно»
  • УО «Слуцкий государственный медицинский колледж»
  • УО «Борисовский государственный колледж»
  • УО «Борисовский государственный медицинский колледж»
  • УО «Ильянский государственный аграрный колледж»
  • УО «Копыльский государственный колледж»
  • УО «Марьиногорский государственный ордена «Знак Почета» аграрно-технический колледж им. В.Е. Лобанка»
  • УО «Минский государственный областной колледж»
  • УО «Молодечненский государственный колледж»
  • УО «Молодечненский государственный медицинский колледж»
  • УО «Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К.Огинского»
  • УО «Молодечненский торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза
  • УО «Несвижский государственный колледж им. Я. Коласа»
  • УО «Новопольский государственный аграрно-экономический колледж»
  • УО «Плещеницкая государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва»
  • УО «Слуцкий государственный колледж»
  • УО «Смиловичский государственный аграрный колледж»
  • УО «Солигорский государственный колледж»
  • Филиал «Молодечненский государственный политехнический колледж» УО РИПО
  • Филиал БНТУ «Жодинский государственный политехнический колледж»
  • Филиал БНТУ «Солигорский государственный горно-химический колледж»
  • Филиал БНТУ «Борисовский государственный политехнический колледж»
  • ЧУО «Солигорский экономический колледж»
  •  

    ​Могилев и область

  • Архитектурно-строительный колледж ГУВПО «Белорусско-российский университет»
  • Горецкий педагогический колледж УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»
  • ГУО «Бобруйский государственный механико-технологический колледж»
  • Социально-гуманитарный колледж УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»
  • УО «Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж»
  • УО «Бобруйский государственный медицинский колледж»
  • УО «Бобруйское государственное училище олимпийского резерва»
  • УО «Государственная средняя школа-колледж искусств г. Бобруйска»
  • УО «Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж»
  • УО «Климовичский государственный аграрный колледж»
  • УО «Кличевский государственный аграрно-технический колледж»
  • УО «Могилевский государственный библиотечный колледж им. А.С. Пушкина»
  • УО «Могилевский государственный колледж искусств»
  • УО «Могилевский государственный медицинский колледж»
  • УО «Могилевский государственный музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова»
  • УО «Могилевский государственный политехнический колледж»
  • УО «Могилевский государственный технологический колледж
  • УО «Могилевский торговый колледж потребительской кооперации»
  • УО «Могилевское государственное училище олимпийского резерва»
  • Филиал БНТУ «Бобруйский государственный автотранспортный колледж»
  • Филиал УО «БГТУ» Бобруйский государственный лесотехнический колледж
  • [свернуть]

    Профессиональная диагностика учащихся

     

    Развернуть

    ОПРОСНИК «ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
    К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»

    (методика В. Б. Успенского)
    Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

    Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

    1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
    2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
    3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
    4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
    5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
    6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты…
    7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
    8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
    9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
    10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
    11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности. Вам не достает.
    12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
    13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
    14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
    15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
    16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
    17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
    18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
    19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
    20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
    21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
    22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
    23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
    24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

    Обработка и интерпретация результатов.
    Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:
    I: 1. 3. 6. 7. 8. 11. 12. 16. 17. 19. 20. 22. 23.
    II: 2. 4. 5. 9. 10. 13. 15. 18. 21. 24
    Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет» Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:
    0–6 баллов – неготовность;
    7–12 баллов – низкая готовность;
    13–18 баллов – средняя готовность;
    19–24 балла – высокая готовность.


    «Определение типа будущей профессии».
    (методика Е.А. Климова)

    Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

    1. Легко знакомлюсь с людьми.

     

     

     

     

    1

    2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

     

    1

     

     

     

    3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

     

     

     

    1

     

    4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

    1

     

     

     

     

    5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

     

     

    1

     

     

    6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

     

     

     

     

    1

    7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

    1

     

     

     

     

    8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

     

     

    1

     

     

    9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

     

    2

     

     

     

    10. Люди считают, что у меня есть художественные способности.

     

     

     

    2

     

    11. Охотно читаю о растениях, животных.

    1

     

     

     

     

    12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

     

     

     

    1

     

    13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

     

    1

     

     

     

    14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

     

     

    2

     

     

    15. Легко улаживаю разногласия между людьми

     

     

     

     

    2

    16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

     

    2

     

     

     

    17. Людям нравится мое художественное творчество/

     

     

     

    2

     

    18. У меня есть способности к работе с растениями и животными.

    2

     

     

     

     

    19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

     

     

    2

     

     

    20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

     

     

     

     

    1

    21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

     

    1

     

     

     

    22. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

     

     

    1

     

     

    23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

     

     

     

     

    2

    24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

     

     

     

    1

     

    25. Могу влиять на ход развития растений и животных.

    2

     

     

     

     

    26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

     

    1

     

     

     

    27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

     

     

     

     

    1

    28. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

    1

     

     

     

     

    29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

     

     

    1

     

     

    30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

     

     

     

    1

     

    РЕЗУЛЬТАТЫ
     

    П

    Т

    З

    Х

    Ч

    Обработка и интерпретация результатов
    По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
    Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:
    П (природа), объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы
    Т (техника), объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия
    З (знак), тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами
    Х (художественный образ), тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу
    Ч (человек), объект труда в данной группе профессий — люди, группы, коллективы

    Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 — говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.
    Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.
    Запишите три предмета труда, набравшие большее число баллов.

    [свернуть]

    Востребованные профессии Беларуси

     

    Развернуть

    Наиболее востребованные профессии Беларуси

    Какую выбрать профессию?

    Где и как найти работу по своей специальности?

    На сегодняшний день первой позицией в этом списке значится профессия, в общем-то востребованная всегда, — менеджеры по продажам. Однако в настоящее время нужны отнюдь не «торговцы всем» для работы в розничной сети, а высококвалифицированные специалисты, имеющие не только солидный опыт продаж, но и обязательно — высшее инженерно-техническое образование.

    На рынок продолжают приходить крупные инвесторы, и работать таким менеджерам придется в сегменте B2B, где основными потребителями являются промышленные предприятия, крупные коммерческие компании, министерства и т.п.

    Следовательно, это должны быть люди, которые имеют опыт успешных переговоров с ключевыми персонами копаний — директорами, главными энергетиками, главными инженерами и т.п., а также прекрасно разбираются в том оборудовании, которое продают, и способны говорить со специалистами на одном языке.

    Маркетологи

    Тоже крайне востребованные специалисты в сложившихся условиях. Сегодня наряду с умением сохранять в непростой ситуации выработанную маркетинговую стратегию компании в маркетологе особенно ценится умение оперативно и гибко реагировать на изменения рынка, выдвигать новые работающие идеи, использовать каждый представившийся шанс.

    Надо заметить также, что большинство компаний предпочитает видеть в своем штате маркетолога широкого профиля, универсала, в рамках своей профессии разбирающегося — пусть и не в совершенстве — во всем: от проведения исследований и брендирования до разработки стратегии продвижения и ценообразования.

    Обязательным условием для такого сотрудника является умение работать с солидными объемами абстрактной, знаковой информации (графиками, диаграммами, таблицами), а также уметь получать и анализировать нужные данные. Важны системность и масштабность мышления.

    Строители

    А точнее — специалисты топ-уровня в строительной сфере: главный инженер проекта, главный архитектор проекта, директор строительной компании и т.п. Спрос вполне объясним: крупные инвестиции, невзирая на кризис, продолжают поступать в отрасль, в стране начинается и продолжается огромное количество строек, а значит, необходимы и люди, разбирающиеся в системе и умеющие руководить.

    Главные бухгалтеры

    Найти опытного квалифицированного бухгалтера, который, к тому же, «умещается» в рамки установленной компанией заработной платы, сложно всегда. На сегодняшний же день спрос на этих специалистов усугубляется и сезонностью. Главные бухгалтеры традиционно весьма востребованы с декабря по апрель, отчасти потому, что 1 апреля сдается годовой баланс.

    Топ-менеджеры в области производства

    Начальник производственного отдела, заведующий производством и т.п. — очень нужные специалисты, подбор которых чаще ведется прямым поиском или даже «хедхантингом» (когда предполагаемые соискатели не размещают резюме). Обязательные требования: высшее специальное образование, доскональное знание технологических процессов в своей сфере, осведомленность о современном состоянии дел в отрасли.

    Наименее востребованные профессии
    На первом месте в этом списке… все те же менеджеры по продажам!

    Только на этот раз из сферы FMCG-рынка, то есть из сферы реализации товаров народного потребления. Впрочем, большинство других профессий, так или иначе связанных с розничной торговлей, сегодня тоже не у дел.

    По-прежнему мало востребованы юристы.

    Это, безусловно, связано с их перепроизводством (рынок просто не успевает их поглощать), но на сегодняшний день, когда активность на рынке труда невысока, особенно заметно, что спрос даже на опытных, высококвалифицированных специалистов значительно меньше предложения. С другой стороны, если появляется соответствующая вакансия, то зачастую требуется профессионал с отличным знанием иностранных языков, а таких кандидатов находится немного.

    Почти совсем не востребованы переводчики.

    Они в последнее время в принципе требуются все реже, однако сегодня, в условиях экономии практически на всем, спрос на них упал просто катастрофически. В представительствах иностранных компаний язык знают в той или иной мере все сотрудники, а те специалисты, кто еще не владеет им на необходимом уровне, активно наверстывают: занимаются на курсах или с репетитором. Переводчики нужны школам в качестве преподавателей, но сами специалисты не горят желанием учить детей, предпочитая выбирать более «коммерческую» профессию: маркетолога со знанием иностранного, HR-специалиста, директора.

    Психологи

    Значение этой, в общем-то, важной и нужной должности понимает далеко не каждый руководитель. Кроме того, сейчас не так уж много компаний могут позволить себе роскошь иметь психолога в штате. Эти специалисты востребованы больше в детских садах, школах, и только очень редко — в коммерческих организациях, и то чаще в качестве менеджера по персоналу и т.п. Рекомендация та же: получить смежную прикладную специальность.

    Экономисты с опытом работы в государственных учреждениях.

    Именно так: если в послужном списке экономиста — только госпредприятия, ему лучше не рассчитывать на трудоустройство в коммерческой компании.

    Эксперты объясняют это тем, что у коммерческих организаций — совсем иная специфика деятельности, другая система начисления заработной платы и т.д. Кроме того, обычно в коммерческих структурах у экономистов есть некоторые дополнительные обязанности, поэтому здесь особенно приветствуются соискатели, имеющие какую-либо смежную специализацию.

    Что до банков, эти учреждения вообще нацелены на то, чтобы закрывать существующие вакансии профессионалами с опытом работы именно в банковской сфере, а чаще — даже узкоспециализированными работниками. Как вариант — они готовы взять «на воспитание» выпускника соответствующего факультета вовсе без опыта работы.

    Профессии будущего
    1. Инженерные специальности
    По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве.

    Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.

    2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.
    Программист — это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.
    В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт — не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер — одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.

    3. Нанотехнологии
    Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями.
    Нанотехнологии — это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии — это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне.
    По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
    Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.

    4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий
    Биотехнологии — технологии, использующие биологические системы и их элементы.
    В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях.
    Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии. Вполне вероятно, что рабочие биочипы — дело весьма недалекого будущего.

    5. Маркетинг и продажи
    Экспертами прогнозируется, что лет через 9–10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог — это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога — руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей.
    Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес-планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

    6. Специальности, связанные с сервисом
    Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции — все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое.
    Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.

    7. Логистика
    Дальнейшая интеграция Росси в мировой рынок неизбежно потребует притока профессиональных логистов. «Логистика — теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения».
    Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность.
    Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства, и, конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие предприниматели убеждены, что хорошим логистом может быть лишь игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.

    8. Экология
    Термин «экология» возник давно, еще в 1866 г.
    И в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой — расширяться спектр требований к защитникам природы.
    Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.

    9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни
    Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.

    10. Химия
    Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика — и без химиков здесь будет совсем не обойтись.

    [свернуть]

    Рекомендации родителям выпускников

     

    Развернуть

    Советы родителям выпускников

    Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзаменов, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребёнка, помочь ему освободиться от негативных эмоций.

    Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путём внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности. Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищённости, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.
    Чтобы помочь своему ребёнку в подготовке и сдаче экзаменов, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребёнок.
    Очень важна ваша психологическая поддержка выпускнику, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряжённое состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя её. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребёнку возникшую ситуацию.

    Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы для себя и ребёнка, например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребёнка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Всё можно исправить!».
    Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкивается с другой; уходя от одних проблем, он обязательно найдёт новые проблемы. Очень многого можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

    Советы родителям:

    Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
    Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
    Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
    Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс.
    Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться
    Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
    Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок;
    Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
    Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще много стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене!
    Не критикуйте ребенка после экзамена.
    Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
    Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

    [свернуть]

    Рекомендации выпускникам

     

    Развернуть

    ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

    Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

    С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

    Изучи глубже самого себя:

    · разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

    · Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

    · Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

    · Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

    · Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

    · Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

    · Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

    · Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

    ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

    1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
    2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
    3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
    4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
    5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
    6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

    · определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

    · полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

    · устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

    · реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

    · логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

    · моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

    · согласованность плана с потребностями рынка труда.

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

    Составляя личный профессиональный план, необходимо:

    · определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

    · выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

    · сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

    · ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

    · соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

    · узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

    · ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

    · проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

    ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

    ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

    · что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

    · что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

    · что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

    · что от него потребует работа и трудовой коллектив.

    ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
    ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
    ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

    ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

    1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

    · выбор профессии за компанию;

    · перенос отношения к человеку на саму профессию;

    · отождествление учебного предмета с профессией;

    · ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

    · неумение определить путь получения профессии.

    2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

    · незнание или недооценка своих физических особенностей;

    · незнание или недооценка своих психологических особенностей;

    · неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

    3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

    · увлечение только внешней стороной профессии;

    · предубеждение в отношении престижности профессии;

    · незнание требований профессии к человеку;

    · устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

    Различают следующие степени профессиональной пригодности:
    1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
    2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
    3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
    4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».
    Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

    ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
    Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

    · Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

    · По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

    · Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

    · Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

    · Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

    · Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

    · Какова продолжительность обучения?

    · Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

    · Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

    · Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

    · Адрес учебного заведения и его полное название?

    УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

    В центре кругов — зона оптимального выбора

    ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
    МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
    НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
    Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

    · От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

    · Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

    · Какие учебные предметы у вас любимые?

    · Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

    · О какой работе вы мечтаете?

    · Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

    · Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

    · Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

    · Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

    · Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

    · Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

    · С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

    · И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

    ТЕМПЕРАМЕНТ И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.
    Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
    Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
    В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.
    Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.
    Стиль работы — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

    Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.
    Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.
    Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения.
    Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.
    Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.
    Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.
    Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном.
    Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.
    Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.
    Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

    [свернуть]

    Комментарии закрыты.