Экстренная психологическая помощь населению

Могилевская областная психиатрическая больница

8-0222-711161

Республиканская детская телефонная линия

8-801-100-1611

Благотворительность

Расчетный счет для оказания благотворительной помощи:
р/с BY 12 AKBB
3642 0000 0006 0000 0000
ЦБУ №726 Ф-л №700
ОАО «АСБ Беларусбанк»

МФО (BIC) AKBBBY2X
УНП 700027590
ОКПО 02149775

Мы благодарны любой спонсорской помощи!

Год качества
Яндекс.Метрика

Летопись школы

n3В центре города Шклова рядом с православным храмом сразу обращает на себя внимание комплекс белоснежных зданий с оригинальным ограждением. Здесь расположено учреждение образования «Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа — интернат для детей с нарушениями зрения», открытая 13 июля 1953 года.

До этого времени в Белорусской ССР на 10 областей имелась только одна школа в г. Гродно, где обучались слепые дети. Из-за малой вместительности школа была не в состоянии дать всем слепым детям школьного возраста начальное образование.

В соответствии с народнохозяйственным планом приказом № 166 Министерства просвещения от 13 июля 1953 года в результате o7реорганизации специального детского дома была создана в г. Шклове вторая в республике начальная школа для слепых детей с районом обслуживания, охватывающим восточную часть Белоруссии.

Директором школы был назначен директор расформированного детского дома В. Т. Рыбков. Материальной базой школы стал ликвидированный детский дом, строения которого, твердый и мягкий инвентарь поступили в распоряжение школы.

Учеников в школу набирали по рекомендации Министерства просвещения. Часть учащихся прибыла из Гродненской школы. Это были дети, потерявшие зрение вследствие войны. В 1953 году в школе обучалось 40 учеников. Было открыто три класса. Школа размещалась в небольшом кирпичном двухэтажном здании, где ребята учились и жили. o9

Материальная база школы была слабой. Не хватало учебников с брайлевским шрифтом, письменных принадлежностей. На первых порах помощь оказала Гродненская школа. Она выделила часть учебников. В дальнейшем все необходимое для обучения и воспитания детей школа изыскивала сама.

Педагогические кадры были укомплектованы воспитателями расформированного детского дома. Воспитатели, имевшие педагогическое образование, стали работать учителями. Коллектив школы был дружным, им руководило желание организовать жизнь учащихся как можно лучше. Первыми учителями школы были А. И. Бородинец, А. Ф. Гальперина, В. П. Захарушкин, А.В. Овсянникова, В.Д. Григорьев, И.П. Яцина. Первые воспитатели школы – А. П. Кужелькова, М. Л. Шабанова, А. М. Никитчук. Завучем работала В. Х. Астанина. С целью специального обучения слепых и слабовидящих детей на работу в школу была приглашена тифлопедагог Е. И. Тишкевич. Она стала учить первоклассников. Это был поистине подвижнический труд. Евдокия Игнатьевна не только учила детей, но и щедро делилась с коллегами своими знаниями в области тифлопедагогики. o3

В 1953 году в школу учителем физкультуры пришел бывший летчик Е.М. Гордеев. Энтузиазм, творческий подход к своей работе, любовь к детям помогли учителю поднять физкультурную работу на высокий уровень. Школьный двор Ефим Маркович своими руками превратил в спортивный городок. Здесь было все для физического развития учащихся: трапеции, брусья, перекладины, бревно, сектор для прыжков, беговая дорожка. Были организованы спортивные кружки: легкой атлетики, гимнастики, шахматно-шашечный. В школе регулярно проводились внутришкольные соревнования, спортландии. Ежегодно спортивная команда школы принимала участие в межреспубликанских соревнованиях, где занимала призовые места. Е.М. Гордеев прививал своим ученикам любовь к спорту, учил верить в свои силы, учил побеждать.

Шло время, в 1955 году школа стала семилетней. Её возглавил В.А Дробышевский. На 01.01. 1956 года в школе работали 9 учителей, из них двое имели высшее образование, один – незаконченное высшее, остальные –среднее педагогическое. Все 8 воспитателей имели среднее образование. Число учащихся составило 75 человек.

В 1958 году состоялся первый выпуск школы. Аттестаты о семилетнем образовании получили 18 учеников.o5 Двое из них – П.И. Просенцов и В.С. Шабельков продолжили учебу и получили высшее образование. В 1958 году в школу пришел учитель музыки Е.А. Черкасов. Этот яркий, одарённый человек, сам будучи незрячим, сумел привить свою любовь к музыке всему коллективу школы. Он организовал великолепный хор, создал оркестр духовых инструментов. В школе начали работать музыкальные круж-ки. Жизнь школы оживилась. Зазвучала в ее стенах классическая и современная музыка, зазвучали песни. Учащиеся и педагоги школы стали выступать на городских концертных площадках.

С апреля 1958 года директором школы стал Д. И. Галанов. При нем в 1960 году состоялся второй выпуск школы. Четверо выпускников этого года продолжили обучение в Ленинградской спецшколе и получили среднее образование.

В 1961 году материальная база школы существенно улучшилась. Был построен трехэтажный спальный корпус. Это позволило увеличить количество учащихся, создать благоприятные условия для учебы и отдыха ребят.
o11
В 1963 году школу возглавил И.Г. Вихров. Многие учителя школы стали заочно обучаться на дефектологическом факультете Ленинградского государственного университета имени Герцена. `ЛГУ оказывал методическую помощь школе, снабжал тифлотехническими средствами, школьными принадлежностями. В то время в школе работали слепые педагоги М.П. Горулев, М. Г. Грязнова.

Большое внимание школа уделяет развитию природных задатков, творческих способностей учащихся. Ребята активно занимались в спортивных и музыкальных кружках. Особой популярностью пользовался драматический кружок, возглавляемый завучем школы Г. П. Алдановой. На школьной сцене разыгрывались бессмертные трагедии У. Шекспира, пьесы белорусских классиков Я. Купалы и Я. Коласа. В смотрах художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях учащиеся школы постоянно занимали призовые места.

В 1970 году школа из семилетней стала средней. В 1971 году были построены мастерские и спортивный зал. Это позволило поднять на более качественный уровень трудовое обучение и спортивно-оздоровительную работу.n20

В 1981 году школу возглавил Г.П. Печеньков. При нем в 80-е годы была произведена реконструкция школьных зданий. Построенное современное типовое здание учебного корпуса соединило через переходные галереи спальный корпус с учебными помещениями. Для учащихся были созданы условия, соответствующие требованиям времени.

С декабря 1986 года по апрель 1995 года школу возглавлял М. К. Макаревич. В то время материальная база также совершенствовалась, однако большой проблемой оставалось отсутствие горячей воды и холод в классах и спальнях.

В конце 80-х и 90-х годах количество учащихся было порядка 180 человек. Был открыт подготовительный класс. Большинство учащихся получали среднее образование.
n9
В эти годы заместителем директора по учебной работе плодотворно работала А. Н. Коноплева. Большое внимание стало уделяться повышению методического мастерства педагогов, 6 человек заочно обучались на дефектологическом факультете Минского государственного педагогического института. Для работы с незрячими детьми был создан кабинет коррекционной работы, оснащенный всем необходимым тифлооборудованием. Изучение и внедрение передового опыта стало нормой жизни.

С июня 1995 по ноябрь 2013 года школу возглавлял В.Л.Клюйко. По его инициативе школа стала стремительно преображаться: созданы современные условия для комфортного проживания, воспитания и обучения учеников с нарушениями зрения.

В 1997 году сбылась давняя мечта воспитанников школы — был построен прекрасный оздоровительный центр, включающий сауну, душевые, мини-бассейн, тренажерный зал, кабинет ЛФК. Это позволило создать благоприятные условия для осуществления комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Благодаря спонсорской помощи Национального банка Республики Беларусь, в 1999-2003 годах осуществлен капитальный ремонт с реконструкцией спального и учебного корпусов, библиотеки, учебных мастерских, спортзала. Особое внимание при этом было уделено специфике школы. n15Коридоры и лестничные марши оснащены специальными поручнями для самостоятельного передвижения ребят, в асфальтовое покрытие школьного двора вмонтированы рельефные светящиеся в темноте направляющие дорожки, в спортзале выполнена специальная разметка для безопасного занятия спортом незрячих детей, названия кабинетов продублированы табличками с надписью рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Сегодня школа размещается в 5 просторных реконструированных зданиях. К услугам учащихся — светлые классы, 16 учебных кабинетов, оснащенных прекрасной мебелью, изготовленной под заказ, современный компьютерный класс со многими новинками электронной тифлотехники, учебные мастерские, актовый, спортивный и тренажерный залы, библиотека, читальный зал. Для отдыха учащихся имеются игровые комнаты, спортивно- игровые площадки с искусственным покрытием.

Зона отдыха во дворе школы – красивый и своеобразный уголок: журчащий фонтан, чудесные цветники и клумбы, сенсорный сад, который способствует расширению на полисенсорной основе познавательных возможностей детей с нарушениями зрения.n8

По-домашнему уютно в спальном корпусе: небольшие спальни, умывальные и санитарно-гигиенические комнаты создают комфортные условия для проживания воспитанников.

В 2018 году школа отметила шестидесятипятилетний юбилей. За эти годы сделано 55 выпусков. Образование и жизненные навыки получили более 500 учащихся.

Выпускники школы успешно интегрировались в современное общество. Одни из них успешно закончили, другие продолжают обучение в высших и средних специальных учебных заведениях страны.

Среди выпускников школы – педагоги, юристы, экономисты, психологи, ветеринары, агрономы, артисты и т.д. Из стен школы вышли видные деятели БелТИЗ: О.А. Шепель – председатель ЦП БелТИЗ, В.В. Тан – председатель Гомельской областной организации БелТИЗ, К.К. Ламчановский – директор Витебского УП БелТИЗ «МЕГА», А.Н.Иваненко – заведующая музеем БелТИЗ, и многие другие.n6

Школа дала путевку в жизнь заслуженному артисту Республики Беларусь Ивану Томашевичу и лауреату международных конкурсов незрячих музыкантов-исполнителей Тамаре Томашевич.

В соответствующих медицинских кабинетах врач-педиатр, врач-офтальмолог, врач-стоматолог и 6 медсестер проводят медикаментозное, ортоптическое, физиотерапевтическое лечение и массаж.

Сегодня коллектив школы, сохраняя лучшие традиции и приумножая накопленный педагогический опыт, работает над проблемой «Формирование личности с активной жизненной позицией, способной к мобильности, творческому самовыражению, самоопределению и самореализации».n16

Педагоги школы широко используют современные образовательные технологии, основанные на личностно — ориентированном подходе, на принципах сотрудничества, соавторства учителя     и ученика. Использование новейших компьютерных технологий делает учебно-воспитательный процесс более интенсивным, помогает успешной интеграции наших детей в современное общество.

Три года школа-интернат успешно работала как экспериментальная площадка по апробации педагогической технологии М. Монтессори в специальном образовании.

В школе четко определена система работы по социальной реабилитации тотально слепых и детей с остаточным зрением, которая включает учебные занятия по коррекции, ритмике, лечебной физкультуре, социально-бытовой ориентации, ориентированию в большом и малом пространстве.n12

Акцент в работе школы делается на развитие творческих способностей и интересов учащихся. Музыкально одаренные ребята занимаются в вокальных группах, в ансамбле народных инструментов, посещают занятия хора. Школа является постоянным участником и лауреатом фестиваля «Вяселкавы карагод», городских и областных фестивалей и смотров художественной самодеятельности. Дипломы 1 и 2 степени – признание высокого исполнительского мастерства учеников школы во главе с учителем музыки и пения Б.А. Герасимовичем.n17

Воспитанники школы-интерната принимают активное участие в фестивалях, конкурсах художественного творчества, соревнованиях различного уровня. Так, на международном III фестивале-конкурсе инклюзивного творчества “Под крыльями Ориона”(2015г.) учащейся школы — лауреат II степени; на Республиканском конкурсе юных музыкантов “Музыка детской души” (2015 г.) — лауреат I степени. На XI республиканском фестивале художественного творчества “Вяселкавы карагод”(2016 г.) детский коллектив отмечен специальным дипломом. Диплом II степени в республиканском познавательном конкурсе «Видимо-невидимо» (2017 г.)

Неоспоримы высокие спортивные достижения выпускников и учащихся школы. Имена многократных паралимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы Олега Шепеля и Тамары Сиваковой знает вся страна.

Особое внимание в школе уделяется спортивно-оздоровительной работе с учащимися. Регулярно проводятся турниры по шашкам и шахматам, турниры — соревнования по волейболу и футболу между учащимися и педагогами, недели здоровья, лыжные гонки, легкоатлетические многоборья. В 2016- 2017 годах ребята нашей школы приняли участие в республиканской олимпиаде по легкой атлетике. Результат- 4 место.

Обучающиеся неоднократно становились победителями и дипломантами республиканской спартакиады для детей с особенностями психофизического развития. 2015 г. — III место в соревнованиях по легкой атлетике. В личном зачете три I места: бег 60 метров, метание мяча, прыжки в длину с разбега. 2017 г. – IV место в командном зачете. II место по метанию мяча и III результат по прыжкам в длину с места.

Расширяются контакты с благотворительными организациями Германии, Италии и Испании, куда ежегодно учащиеся школы выезжают на оздоровление.

Коллектив школы на протяжение ряда лет является победителем областного смотра-конкурса на лучшую организацию учебно-воспитательного процесса среди интернатных учреждений, а решением Шкловского райисполкома школе-интернату присвоено звание «Учреждение высокой культуры и образцового порядка» с занесением на районную Доску Почета.n14

За высокие показатели в организации образовательного процесса в 2014 году школа признана лучшей в первом республиканском конкурсе “Лучшее учреждение специального образования” в номинации “Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат)”.

На протяжении ряда лет школа является победителем областного смотра-конкурса на лучшую организацию учебно-воспитательного процесса среди интернатных учреждений.

Решением Шкловского райисполкома за лучшую многолетнюю работу по благоустройству и озеленению территории школе присвоено звание «Учреждение высокой культуры и образцового порядка».
Ежегодно школа-интернат занимает призовые места в районных соревнованиях: по охране труда и профилактике производственного травматизма среди организаций непроизводственной сферы, по благоустройству и санитарному состоянию города и сельских населенных пунктов.

Школа является базовой для прохождения педагогической практики студентов тифлопедагогического отделения факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка. На базе УО «Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения» был реализован республиканский экспериментальный проект «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования».
С целью повышения профессиональной компетентности специалистов отделов образования (рай)горисполкомов, педагогов Могилевской, Витебской областей, работающих с детьми с нарушениями зрения. На базе Ресурсного центра школы-интерната прошли: семинар «Ресурсный центр как фактор повышения качества специального образования в условиях образовательной интеграции лиц с особенностями психофизического развития», семинар-практикум для педагогов Минской, Могилевской, Витебской, Гомельской, и Брестской областей, работающих с детьми с нарушениями зрения «Использование электронных средств обучения в работе с детьми с нарушениями зрения».

В 2015 году школа принимала участие в международной национально-практической конференции с темой «Формирование готовности детей с нарушениями зрения к получению профессионального образования»; участие в республиканской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы». А по итогам V республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» авторский коллектив педагогов награжден дипломом за практическую значимость опыта «Тактильная рукотворная книга как специфическое средство для расширения познавательных возможностей учащихся с нарушениями зрения» в рамках работы Ресурсного центра.

В 2016 году коллектив педагогов школы стал победителем в номинации «Технологии дистанционного обучения» по итогам VI республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании».

С 2017 года Шкловская школа-интернат является площадкой республиканского экспериментального проекта «Апробация программно-методического обеспечения коррекционных занятий по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с нарушениями зрения».

Материальная база школы постоянно пополняется. К началу 2014/2015 учебного года приобретено современное оборудование для кабинета физики: интерактивная доска, прибор для изучения законов механики с электронным секундомером, набор «Геометрическая оптика». Особой гордостью школы является собственная метеорологическая станция, используемая учащимися в научно-исследовательской работе.

В 2015/2016 учебном году для повышения эффективности учебных и коррекционно-развивающих занятий с незрячими обучающимися приобретено специальное тифлотехническое оборудование: тактильный дисплей Брайля «PacMate 20», тифлофлешплейер «VictorReaderStratus 12». Кабинет информатики оснащен интерактивной доской с проектором.

В 2016/2017 году – два портативных видео увеличителя, обеспечивающие четкое увеличения изображение.
В январе 2017 с благотворительной целью школу посетила министр информации Республики Беларусь Лилия Ананич, которая отметила, что Шкловская спецшкола была выбрана по итогам Рождественского благотворительного бала книги, прошедшего в рамках республиканской акции «Наши дети».

Большое внимание в школе уделяется работе с одарёнными учащимися. Показателями результативности образовательного процесса является успешность выступлений обучающихся школы-интерната на предметных олимпиадах:
2015 год: на районном этапе — четыре диплома I степени, три диплома II степени; на областном этапе – два благодарственных письма.
2016 год: на районном этапе — два диплома I степени, два диплома II степени.
2017 год: на районном этапе — два диплома I степени, четыре диплома II степени, диплом III степени; на районном этапе республиканской олимпиады – два диплома I степени, участники областного этапа.
2018 год: наши учащиеся регулярно принимают участие в международных конкурсах: по математике «Кенгуру», немецкому языку «Лингвистёнок», по истории «Кентаврик», по химии «Белка», по природоведению «Колосок» по русскому языку «Журавлик», по белорусскому языку «Буслiк», по биологии «Синица», по физике «Зубрёнок».

Более чем за полстолетия школой накоплен богатый педагогический опыт, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Сегодня, решая задачи обеспечения качества образования и подготовки воспитанников к самостоятельной независимой жизни, педагогический коллектив находится в творческом поиске, направленном на развитие интеллектуальных, нравственных и эмоционально-волевых качеств личности.

Спорту в нашей школе по-прежнему уделяется большое внимание. Для ребят  созданы все условия для занятия разными видами спортивной деятельности. Команда школы в мае 2017г  приняла активное  участие в соревнованиях по легкой атлетике в программе X Республиканской спартакиады для детей с особенностями психофизического развития  на базе Олимпийского спортивного комплекса «Стайки» и заняла почетное 4 место.

В  2017/2018 учебном году на базе школы успешно реализовался  республиканский проект «Апробация программно-методического обеспечения коррекционных занятий по формированию у учащихся с нарушениями зрения компетенций пространственного ориентирования и мобильности с помощью технологии GPS-навигации в специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с нарушениями зрения».

Апрель  2019г.  был  отмечен интересным спортивным событием для наших ребят. Столичный спортивный комплекс «Олимпиец» встретил их на открытом зимнем чемпионате Беларуси по легкой атлетике среди инвалидов по зрению.

Честь нашей школы отстаивали учащиеся Тарелкина Людмила, Шефер Андрей, Миронов Антон, Кузьменков Кирилл. Тарелкина Людмила поднималась на вторую ступень пьедестала дважды: в беге на 400 метров с результатом 1.19, в толкании ядра с результатом 6 метров 78 сантиметров. Шефер Андрей на дистанции 400 метров показал второй результат. Кузьменков Кирилл награжден дипломом за первое место в толкании ядра с результатом 6 метров 40 сантиметров. На дистанции 800 метров  абсолютным лидером стал Миронов Антон.

Ученики  нашей школы очень одаренные, творческие. Под чутким руководством учителя музыки Герасимовича Бориса Андреевича они принимают активное участие во всех районных, областных и республиканских  конкурсах.

В марте 2019 года прошел областной этап XII фестиваля художественного творчества «Вяселкавы карагод», участие в котором приняли также и  наши юные таланты.  Ребята с удовольствием продемонстрировали свои творческие способности,  а награды не заставили ждать своих победителей.

Курик Лилия, учащаяся 4 класса, стала призером   в номинации «Лучший солист-вокалист» .

Вокальный ансамбль  школы был  награжден дипломом «За активное участие и развитие детского художественного творчества».

А театр фольклорной моды «Прыгажуня» под руководством учителя трудового обучения  Авдеенко Галины Григорьевны  отмечен дипломом «За активное участие и развитие детского художественного творчества».

 

Спортивная жизнь школы не стоит на месте.

В октябре  2019г.  в городе Могилёве прошли международные легкоатлетические соревнования «Могилёвский мебелайн марафон» под девизом «Второе дыхание».

В нем приняли участие и ребята  нашей школы. Это А.Рябцева (ученица 11 класса), К.Кузьменков и И.Судомоин (ученики 10 класса). Вместе со своими тренерами, Василием Юрьевичем Гавруковичем и Анастасией Андреевной Корольковой, ребята преодолели дистанцию продолжительностью в 4 километра. Все участники марафона получили памятные медали и заряд бодрости, положительных эмоций.

На республиканском конкурсе юных музыкантов «Музыка детской души» для детей-сирот и детей с особенностями развития, который прошёл в Минске 31 октября 2019г, ученица нашей школы Курик Лилия была отмечена дипломом  II степени в номинации «Вокал».

 

В 2019  наша школа приняла участие в  VII республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании». Дипломом за лучшую работу в номинации «Творчество в образовании: театр» Министерства образования Республики Беларусь была награждена Чикизо Татьяна Михайловна, учитель немецкого языка, автор работы «Использование элементов атмосферного театра при обучении иностранному языку детей с нарушениями зрения».

В июне .2020г.  учителю немецкого языка нашей школы Чикизо Татьяне Михайловне присуждена специальная  премия  Могилевского областного исполнительного комитета за достижения в социальной сфере по итогам 2019 года.

Февраль 2020г. ознаменовался очередными спортивными достижениями. Юные легкоатлеты нашей школы приняли участие в открытом зимнем чемпионате Беларуси по лёгкой атлетике среди инвалидов по зрению и ОДА, который проходил в городе  Минске.

Соревнования были организованы Министерством спорта и туризма Республики Беларусь совместно с Паралимпийским комитетом Республики Беларусь. Наша школа заняла III место в лично-командном первенстве по лёгкой атлетике среди школ для детей с нарушениями зрения.

Есть и личные достижения:
Кузьменков Кирилл — I место в толкании ядра и II место в категории бег на 60м;
Судомоин Илья — I место в категории бег на дистанции 400м и IIместо в прыжках в длину;
Гладкевич Мария — III место в категории бег на дистанции 400м;
Миронов Антон — III место в категории бег на дистанции 200м.

Ученики  нашей школы- это наша гордость! Начало нового 2021  учебного года ознаменовалось радостным событием. Наша воспитанница Петренко Елизавета стала бронзовым  призером  Паралимпийских игр в Токио.

В метании копья в классе F13 Лиза  показала третий результат – 38.99м,  установила рекорд Европы  и стала обладательницей бронзовой награды Паралимпиады.

Елизавете Петренко 19 лет. Она родилась в агрогородке Староселье Шкловского района Могилевской области. С 1 по 8 класс училась в нашей школе. В настоящее время живет и тренируется в Молодечно, является неоднократной рекордсменкой Европы в метании копья.

Елизавета: «Я очень довольна. Чувствую себя прекрасно. Накануне получила небольшую травму. Не ожидала, что смогу восстановиться. Но я боролась, как могла,  и в итоге показала третий результат. Я очень рада. Это моя первая паралимпийская медаль. Я летела сюда за медалью. Была настроена, нацелена. А со своими соперницами, теми, кто сегодня был лучше меня, я еще поборюсь в следующий раз»..

Мы поздравляем Елизавету с победой и желаем ей новых спортивных достижений1

 

 

2 комментария к записи “Летопись школы”

  1. Сергей Волков:

    Я учился здесь с 1988 по 1992 год. Очень трудно было оторваться от родных, близких, друзей, но благодоря коллективу педогогов и воспитателей, школа стала моим вторым домом. Особое спасибо- Борису Андреевичу Герасимовичу.

  2. Людмила Мазур:

    согласна с предыдущим собеседником,написавшим комментарий. особую благодарность выражаю Ирине Леонидовне Савчук. она сейчас зауч. так же она когдато была психологм в этой школе. благодарю её за моральную поддержку. также благодарность выражаю и другим учителям и воспетателям. наша школа была богата на мироприятия. огоньки и осенние балы с дискотеками очень нравились.