Кабинеты школы

Добро пожаловать!

Историческая справка

n3В центре города Шклова рядом с православным храмом сразу обращает на себя внимание комплекс белоснежных зданий с оригинальным ограждением. Здесь расположено учреждение образования «Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа — интернат для детей с нарушениями зрения», открытая 13 июля 1953 года.

До этого времени в Белорусской ССР на 10 областей имелась только одна школа в г. Гродно, где обучались слепые дети. Из-за малой вместительности школа была не в состоянии дать всем слепым детям школьного возраста начальное образование.

В соответствии с народнохозяйственным планом приказом № 166 Министерства просвещения от 13 июля 1953 года в результате o7реорганизации специального детского дома была создана в г. Шклове вторая в республике начальная школа для слепых детей с районом обслуживания, охватывающим восточную часть Белоруссии.

Директором школы был назначен директор расформированного детского дома В. Т. Рыбков. Материальной базой школы стал ликвидированный детский дом, строения которого, твердый и мягкий инвентарь поступили в распоряжение школы.

Учеников в школу набирали по рекомендации Министерства просвещения. Часть учащихся прибыла из Гродненской школы. Это были дети, потерявшие зрение вследствие войны. В 1953 году в школе обучалось 40 учеников. Было открыто три класса. Школа размещалась в небольшом кирпичном двухэтажном здании, где ребята учились и жили. o9

Материальная база школы была слабой. Не хватало учебников с брайлевским шрифтом, письменных принадлежностей. На первых порах помощь оказала Гродненская школа. Она выделила часть учебников. В дальнейшем все необходимое для обучения и воспитания детей школа изыскивала сама.

Педагогические кадры были укомплектованы воспитателями расформированного детского дома. Воспитатели, имевшие педагогическое образование, стали работать учителями. Коллектив школы был дружным, им руководило желание организовать жизнь учащихся как можно лучше. Первыми учителями школы были А. И. Бородинец, А. Ф. Гальперина, В. П. Захарушкин, А.В. Овсянникова, В.Д. Григорьев, И.П. Яцина. Первые воспитатели школы – А. П. Кужелькова, М. Л. Шабанова, А. М. Никитчук. Завучем работала В. Х. Астанина. С целью специального обучения слепых и слабовидящих детей на работу в школу была приглашена тифлопедагог Е. И. Тишкевич. Она стала учить первоклассников. Это был поистине подвижнический труд. Евдокия Игнатьевна не только учила детей, но и щедро делилась с коллегами своими знаниями в области тифлопедагогики. o3

В 1953 году в школу учителем физкультуры пришел бывший летчик Е.М. Гордеев. Энтузиазм, творческий подход к своей работе, любовь к детям помогли учителю поднять физкультурную работу на высокий уровень. Школьный двор Ефим Маркович своими руками превратил в спортивный городок. Здесь было все для физического развития учащихся: трапеции, брусья, перекладины, бревно, сектор для прыжков, беговая дорожка. Были организованы спортивные кружки: легкой атлетики, гимнастики, шахматно-шашечный. В школе регулярно проводились внутришкольные соревнования, спортландии. Ежегодно спортивная команда школы принимала участие в межреспубликанских соревнованиях, где занимала призовые места. Е.М. Гордеев прививал своим ученикам любовь к спорту, учил верить в свои силы, учил побеждать.

Шло время, в 1955 году школа стала семилетней. Её возглавил В.А Дробышевский. На 01.01. 1956 года в школе работали 9 учителей, из них двое имели высшее образование, один – незаконченное высшее, остальные –среднее педагогическое. Все 8 воспитателей имели среднее образование. Число учащихся составило 75 человек.

В 1958 году состоялся первый выпуск школы. Аттестаты о семилетнем образовании получили 18 учеников.o5 Двое из них – П.И. Просенцов и В.С. Шабельков продолжили учебу и получили высшее образование. В 1958 году в школу пришел учитель музыки Е.А. Черкасов. Этот яркий, одарённый человек, сам будучи незрячим, сумел привить свою любовь к музыке всему коллективу школы. Он организовал великолепный хор, создал оркестр духовых инструментов. В школе начали работать музыкальные круж-ки. Жизнь школы оживилась. Зазвучала в ее стенах классическая и современная музыка, зазвучали песни. Учащиеся и педагоги школы стали выступать на городских концертных площадках.

С апреля 1958 года директором школы стал Д. И. Галанов. При нем в 1960 году состоялся второй выпуск школы. Четверо выпускников этого года продолжили обучение в Ленинградской спецшколе и получили среднее образование.

В 1961 году материальная база школы существенно улучшилась. Был построен трехэтажный спальный корпус. Это позволило увеличить количество учащихся, создать благоприятные условия для учебы и отдыха ребят.
o11
В 1963 году школу возглавил И.Г. Вихров. Многие учителя школы стали заочно обучаться на дефектологическом факультете Ленинградского государственного университета имени Герцена. `ЛГУ оказывал методическую помощь школе, снабжал тифлотехническими средствами, школьными принадлежностями. В то время в школе работали слепые педагоги М.П. Горулев, М. Г. Грязнова.

Большое внимание школа уделяет развитию природных задатков, творческих способностей учащихся. Ребята активно занимались в спортивных и музыкальных кружках. Особой популярностью пользовался драматический кружок, возглавляемый завучем школы Г. П. Алдановой. На школьной сцене разыгрывались бессмертные трагедии У. Шекспира, пьесы белорусских классиков Я. Купалы и Я. Коласа. В смотрах художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях учащиеся школы постоянно занимали призовые места.

В 1970 году школа из семилетней стала средней. В 1971 году были построены мастерские и спортивный зал. Это позволило поднять на более качественный уровень трудовое обучение и спортивно-оздоровительную работу.n20

В 1981 году школу возглавил Г.П. Печеньков. При нем в 80-е годы была произведена реконструкция школьных зданий. Построенное современное типовое здание учебного корпуса соединило через переходные галереи спальный корпус с учебными помещениями. Для учащихся были созданы условия, соответствующие требованиям времени.

С декабря 1986 года по апрель 1995 года школу возглавлял М. К. Макаревич. В то время материальная база также совершенствовалась, однако большой проблемой оставалось отсутствие горячей воды и холод в классах и спальнях.

В конце 80-х и 90-х годах количество учащихся было порядка 180 человек. Был открыт подготовительный класс. Большинство учащихся получали среднее образование.
n9
В эти годы заместителем директора по учебной работе плодотворно работала А. Н. Коноплева. Большое внимание стало уделяться повышению методического мастерства педагогов, 6 человек заочно обучались на дефектологическом факультете Минского государственного педагогического института. Для работы с незрячими детьми был создан кабинет коррекционной работы, оснащенный всем необходимым тифлооборудованием. Изучение и внедрение передового опыта стало нормой жизни.

С июня 1995 по ноябрь 2013 года школу возглавлял В.Л.Клюйко. По его инициативе школа стала стремительно преображаться: созданы современные условия для комфортного проживания, воспитания и обучения учеников с нарушениями зрения.

В 1997 году сбылась давняя мечта воспитанников школы — был построен прекрасный оздоровительный центр, включающий сауну, душевые, мини-бассейн, тренажерный зал, кабинет ЛФК. Это позволило создать благоприятные условия для осуществления комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Благодаря спонсорской помощи Национального банка Республики Беларусь, в 1999-2003 годах осуществлен капитальный ремонт с реконструкцией спального и учебного корпусов, библиотеки, учебных мастерских, спортзала. Особое внимание при этом было уделено специфике школы. n15Коридоры и лестничные марши оснащены специальными поручнями для самостоятельного передвижения ребят, в асфальтовое покрытие школьного двора вмонтированы рельефные светящиеся в темноте направляющие дорожки, в спортзале выполнена специальная разметка для безопасного занятия спортом незрячих детей, названия кабинетов продублированы табличками с надписью рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Сегодня школа размещается в 5 просторных реконструированных зданиях. К услугам учащихся — светлые классы, 16 учебных кабинетов, оснащенных прекрасной мебелью, изготовленной под заказ, современный компьютерный класс со многими новинками электронной тифлотехники, учебные мастерские, актовый, спортивный и тренажерный залы, библиотека, читальный зал. Для отдыха учащихся имеются игровые комнаты, спортивно- игровые площадки с искусственным покрытием.

Зона отдыха во дворе школы – красивый и своеобразный уголок: журчащий фонтан, чудесные цветники и клумбы, сенсорный сад, который способствует расширению на полисенсорной основе познавательных возможностей детей с нарушениями зрения.n8

По-домашнему уютно в спальном корпусе: небольшие спальни, умывальные и санитарно-гигиенические комнаты создают комфортные условия для проживания воспитанников.

В 2008 году школа отметила пятидесятипятилетний юбилей. За эти годы сделано 45 выпусков. Образование и жизненные навыки получили около 500 учащихся. За последние 10 лет школа выпустила пять золотых и серебряных медалистов.

Выпускники школы успешно интегрировались в современное общество. Одни из них успешно закончили, другие продолжают обучение в высших и средних специальных учебных заведениях страны.

Среди выпускников школы – педагоги, юристы, экономисты, психологи, ветеринары, агрономы, артисты и т.д. Из стен школы вышли видные деятели БелТИЗ: О.А. Шепель – председатель ЦП БелТИЗ, В.В. Тан – председатель Гомельской областной организации БелТИЗ, К.К. Ламчановский – директор Витебского УП БелТИЗ «МЕГА», А.Н.Иваненко – заведующая музеем БелТИЗ, и многие другие.n6

Школа дала путевку в жизнь заслуженному артисту Республики Беларусь Ивану Томашевичу и лауреату международных конкурсов незрячих музыкантов-исполнителей Тамаре Томашевич.

В настоящее время в школе обучается 104 учащихся из Могилевской, Витебской, Минской и Гомельской областей. Все они страдают комбинированной глазной патологией тяжелой или средней степени тяжести, 91 имеют инвалидность. 10 человек страдают заболеваниями сердечно — сосудистой системы, 4 – желудочно-кишечного тракта, 8 – костно-мышечной системы, 5 – эпилепсией, 3 имеют ДЦП.

В соответствующих медицинских кабинетах врач-педиатр, врач-офтальмолог, врач-стоматолог и 6 медсестер проводят медикаментозное, ортоптическое, физиотерапевтическое лечение и массаж.

Сегодня коллектив школы, сохраняя лучшие традиции и приумножая накопленный педагогический опыт, работает над проблемой «Формирование личности с активной жизненной позицией, способной к мобильности, творческому самовыражению, самоопределению и самореализации».n16

Педагоги школы широко используют современные образовательные технологии, основанные на личностно — ориентированном подходе, на принципах сотрудничества, соавторства учителя и ученика. Использование новейших компьютерных технологий делает учебно-воспитательный процесс более интенсивным, помогает успешной интеграции наших детей в современное общество.

Три года школа-интернат успешно работала как экспериментальная площадка по апробации педагогической технологии М. Монтессори в специальном образовании.

В школе четко определена система работы по социальной реабилитации тотально слепых и детей с остаточным зрением, которая включает учебные занятия по коррекции, ритмике, лечебной физкультуре, социально-бытовой ориентации, ориентированию в большом и малом пространстве.n12

Акцент в работе школы делается на развитие творческих способностей и интересов учащихся. В школе работают 6 факультативов, 7 курсов по выбору, 9 кружков по интересам: « Умелые руки», «Декоративно-прикладное искусство», «Турист», «Волшебная ладья», и др. Большой популярностью у ребят пользуется кукольный театр « Петрушка». Музыкально одаренные ребята занимаются в вокальных группах, в ансамбле народных инструментов, посещают занятия хора. Школа является постоянным участником и лауреатом фестиваля «Вяселкавы карагод», городских и областных фестивалей и смотров художественной самодеятельности. Дипломы 1 и 2 степени – признание высокого исполнительского мастерства учеников школы во главе с учителем музыки и пения Б.А.Герасимовичем.n17

Любовь к музыке, привитая в школе, позволила раскрыться вокальным способностям нашей выпускницы, ныне студентки Академии музыки Екатерины Костусевой. Неоспоримы высокие спортивные достижения выпускников и учащихся школы. Имена многократных паралимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы Олега Шепеля и Тамары Сиваковой знает вся страна.

Учащиеся школы – постоянные победители и призеры городских, областных, республиканских спортивных соревнований. Ежегодно ученики школы принимают участие в районных предметных олимпиадах, занимая призовые места.

Расширяются контакты с благотворительными организациями Германии, Италии и Испании, куда ежегодно учащиеся школы выезжают на оздоровление.

Коллектив школы на протяжение ряда лет является победителем областного смотра-конкурса на лучшую организацию учебно-воспитательного процесса среди интернатных учреждений, а решением Шкловского райисполкома школе-интернату присвоено звание «Учреждение высокой культуры и образцового порядка» с занесением на районную Доску Почета.n14

Школа является базовой для прохождения педагогической практики студентов тифлопедагогического отделения факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка.

Более чем за полстолетия школой накоплен богатый педагогический опыт, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Сегодня, решая задачи обеспечения качества образования и подготовки воспитанников к самостоятельной независимой жизни, педагогический коллектив находится в творческом поиске, направленном на развитие интеллектуальных, нравственных и эмоционально-волевых качеств личности.

Оставить комментарий